Театр — самый доступный вид искусства
для детей дошкольного возраста
Л.С. Выготский
Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника.
Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) и непосредственно — РЕЧЬ (монолог, диалог). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Добро пожаловать в логопедический театр.
Сцена 1. «Артикуляционная гимнастка»
Артикуляционная гимнастика является частью логопедического занятия, но хочется добавить, что она может дать начало для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме. В сказочных играх с язычком: действия аналогичны, но мотивация иная, подключается эмоциональная реакция. Артикуляционная гимнастика хорошо воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…).
В этом помогает логопедическая кукла с подвижным языком «Бегемотик Жужа» — это логопедическая игрушка с четко выделенными артикуляционными органами.
Языком бегемотика Жужи можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой). И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче.
Сцена 2. «Фонематический слух»
При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа:
— когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой»;
— «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале или в середине);
— посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».
При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды. Например, ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую — жука, в правую — муху, и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з).
Сцена 3. «Просодическая сторона речи»
Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает:
— интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение; мимику, жесты, позу говорящего).
Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:
Сцена 4. «Развитие речевого дыхания»
Театрализованная деятельность поможет развить речевое дыхание. Для этого проводятся игры, направленные на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-рёберного дыхания. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы, при этом одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе.
Сцена 5. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша речь с движением).
Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон — дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).
Сцена 6. Коррекционно-развивающие игры:
— для развития памяти с расширением словарного запаса (какая бывает кошка … по кругу подобрать и запомнить определения);
— для формирования слухового восприятия (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);
— с целью формирования звуко-слоговой структуры слова (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);
— для развития мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…);
— развивающие лексико-грамматический строй речи (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).
На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.
Целенаправленное использование театрализованных игр в работе логопеда помогает в короткие сроки закрепить речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более уверенным в себе, раскрепощенным, что помогает наилучшим образом подготовить его к школе, и является конечной целью деятельности логопеда.
Источник: МАДОУ д/с № 133 Тюмени