Ребёнок улыбается, когда его строго отчитывают. Не реагирует, когда мама шёпотом зовёт. Не различает радость и тревогу в голосе. Это не «характер». Это — недоразвитая слуховая дифференциация и восприятие интонации.
У неговорящих детей часто не формируется навык слышать различия между интонациями. Но именно интонация — первый шаг к пониманию смысла, эмоций и речи в целом.
![]()
ТОП- 5 игр для развития слуховой дифференциации:
1. «Весёлый — сердитый»
Говорите одно и то же слово с разной интонацией: «мяч», «мама», «кушаем». Пусть ребёнок показывает — «где весёлый голос», а где «сердитый».
- Помогает почувствовать эмоциональный окрас речи.
2. «Голос зверят»
Имитируйте голос животного: «котик говорит мяу» — мягко, «львёнок рычит» — громко. Пусть ребёнок угадывает или показывает на картинку.
- Тренирует слух и понимание эмоциональной окраски.
3. «Скажи, как я»
Произнесите «ааа» громко, тихо, весело, удивлённо — пусть ребёнок повторяет. Даже если не говорит, может попробовать интонационно издать звук.
- Развивает слухо-речевую связь и имитацию.
4. «Громко — тихо»
Прячете игрушку и зовёте её разной громкостью: «Миша, иди!» — сначала громко, потом тихо. Ребёнок ищет или реагирует.
- Формирует внимание к силе голоса и его смыслу.
5. «Разрешаю — запрещаю»
Показываете 2 карточки — «можно» (зелёная) и «нельзя» (красная). Говорите фразы с разной интонацией, а ребёнок показывает нужную карточку.
- Соединяет интонацию и социальное значение слов.
Речь — это не просто слова, а музыка общения. Если ребёнок не слышит «где добро, а где строгость» — ему трудно встроиться в коммуникаци
Статью подготовила Варламова Олеся, дефектолог АУ ТО «Региональный центр сопровождения и комплексной реабилитации инвалидов»