Когнитивным развитием называют способность воспринимать окружающий мир, обрабатывать информацию с помощью применения логических навыков, концентрации внимания, навыка наблюдения, а так же генерировать новые идеи.
Развивать эти навыки ребенок начинает с самого рождения. Способы познания мира на каждом этапе развития различные, постепенно с возрастом они усложняются и ребенок переходит на новый этап развития.
Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность с помощью эксперимента. Скорее всего вы наблюдали за своими детьми и видели, как они несколько раз пытаются делать одни и те же действия:
▪️вставлять одни ёмкости в другие,
▪️ставить одни предметы на другие.
Затем внимательно смотрят, что из этого получается.
❗Ранний возраст- это период активного исследования (свойств предметов, знание формы, величины, цвета, причинно-следственных связей, явлений и т.д.).
Во время знакомства с предметом у ребенка активно совершенствуется восприятие, развивается мышление, формируются двигательные навыки.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать.
Свойства предметов: форма, величина, текстура, цвет ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования и других действий.
Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части.
Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Если он раньше сравнивал их «при помощи рук», то теперь подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
Начинают складываться СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка».
❗На 3 ГОДУ жизни дети начинают узнавать и запоминать 5-6 различных форм, таких как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и многоугольник.
Они также начинают распознавать 8 основных цветов, хотя изучение их названий требует усилий и постоянного обучения со стороны взрослых.
ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ
«Найди игрушку красного (синего, зеленого и т.д. цвета)
«Найди предмет такого же цвета»
«Окраска воды» (получение оттенков различных цветов).
Цель: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть цвет. Закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца.
Игра «Геометрическое лото»
Игра «Из каких фигур состоит предмет»
Игра «Узнай по форме»
Цель:учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу. Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Игры для развития тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
«Сухой бассейн»
«Определи на ощупь» (игры с крупой)
«Холодно - тепло – горячо»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Определение температуры воды на ощупь. Развитие классификации по различным признакам.
ВНИМАНИЕ
❗Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
В самые ранние годы своей жизни ребенок еще не способен контролировать свое внимание, и оно действует непроизвольно. Поэтому малыш может быть заинтересован любым предметом, попавшим в его поле зрения. Он только что играл с пластиковой улиткой, а теперь уже пытается достать до маминой любимой вазы. Из-за этой особенности ребенка очень просто отвлечь, достаточно лишь указать на любой объект. ("Смотри, какая птичка!».)
❗Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что, занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием.
Часто родители, наблюдая за погруженным в игру ребенком, не могут понять, как можно так сильно заинтересоваться процессом одевания куклы или сборкой модели вертолета и не слышать, что его зовут. Иногда родители хотят вмешаться в игру, но не стоит этого делать. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
В возрасте от года до 2 лет у ребёнка появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять.
❗ Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным.
Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Игра направлена на развитие внимания
«Найди пару (предметы или парные картинки)»
«Звучащие предметы»
«Зеркало» (повтори движения).
«Забавный художник» (недостающие детали).
«Летает – не летает»
Цель: развитие устойчивости внимания, произвольного внимания слухового внимания, развитие концентрации и объема внимания. Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
ПАМЯТЬ
Память – важнейшая составляющая интеллекта. Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства.
К ним относится:
🌿 сохранение (узнал и могу сохранить эту информацию)
🌿 узнавание (где-то видел и могу узнать то, что я видел)
🌿 воспроизведение (видел, могу узнать, вспомнить и выдать эту информацию)
Игра «Супермаркет»
Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.
Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.
Игра «Пряталки»
Цель:развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.
Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.
Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.
Игра «Запоминай-ка»
Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.
Материал: предметные картинки.
Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок или предметов (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.
А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки или предметы? Придумайте с ним рассказ и поиграйте, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
Игра «Угадай-ка!»
Цель: развитие логической памяти.
Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».
Мышление
Мышление ребёнка развивается в три этапа:
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок мыслит с помощью совершения каких-либо действий. (Пример: ребёнок раскладывает кубики по цвету).
Наглядно-образное мышление. Ребёнок мыслит с помощью образов, полученных в практической повседневной деятельности — игре. (Пример: ребёнок собирает картинку по образцу).
Логическое мышление. Ребёнок мыслит с помощью рассуждений, умозаключений, слов и понятий.
Игры на развитие мышления у детей
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы (фрукты, овощи, животные, птицы и т.д.).
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Игра «Что сначала, что потом ?»
Цель: развития логического мышления, речи детей
Выполняя задания, дети научатся обобщать, понимать последовательность сюжета,
Игры «Нелепицы»
Цель:развитие логического мышления, внимания.
Как играть: взрослый показывает ребенку рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается. Ребенку нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение, логики и т.д.
Ребенок познает мир по принципу:
"Что вижу, с чем действую, то и познаю"
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму"
Статью подготовила Минкова Наталья, педагог-психолог АУ ТО «Региональный центр сопровождения и комплексной реабилитации инвалидов»