Заказать
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарии:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена
Ресурсно-методический центр ранней помощи детям в Тюменской области

АУ ТО "Региональный центр сопровождения
и комплексной реабилитации инвалидов"
Адрес:
Тюмень, ул. Уральская, д. 60, к. 1
Связаться с нами:
Главная/Статьи/Когнитивные навыки и игры на их формирование

Когнитивные навыки и игры на их формирование

Когнитивным развитием называют способность воспринимать окружающий мир, обрабатывать информацию с помощью применения логических навыков, концентрации внимания, навыка наблюдения, а так же генерировать новые идеи.

Развивать эти навыки ребенок начинает с самого рождения. Способы познания мира на каждом этапе развития различные, постепенно с возрастом они усложняются и ребенок переходит на новый этап развития.

Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность с помощью эксперимента. Скорее всего вы наблюдали за своими детьми и видели, как они несколько раз пытаются делать одни и те же действия:

▪️вставлять одни ёмкости в другие,

▪️ставить одни предметы на другие.

Затем внимательно смотрят, что из этого получается.

-2

❗Ранний возраст- это период активного исследования (свойств предметов, знание формы, величины, цвета, причинно-следственных связей, явлений и т.д.).

Во время знакомства с предметом у ребенка активно совершенствуется восприятие, развивается мышление, формируются двигательные навыки.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать.

Свойства предметов: форма, величина, текстура, цвет ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования и других действий.

Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части.

Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Если он раньше сравнивал их «при помощи рук», то теперь подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.

Начинают складываться СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка».

❗На 3 ГОДУ жизни дети начинают узнавать и запоминать 5-6 различных форм, таких как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и многоугольник.

Они также начинают распознавать 8 основных цветов, хотя изучение их названий требует усилий и постоянного обучения со стороны взрослых.

 

ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ
«Найди игрушку красного (синего, зеленого и т.д. цвета)
«Найди предмет такого же цвета»
«Окраска воды» (получение оттенков различных цветов).

Цель: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть цвет. Закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца.

-3

Игра «Геометрическое лото»
Игра «Из каких фигур состоит предмет»
Игра «Узнай по форме»

Цель:учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу. Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

-4

Игры для развития тактильных ощущений

«Чудесный мешочек»

«Сухой бассейн»

«Определи на ощупь» (игры с крупой)

«Холодно - тепло – горячо»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Определение температуры воды на ощупь. Развитие классификации по различным признакам.

-5

 

ВНИМАНИЕ

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

В самые ранние годы своей жизни ребенок еще не способен контролировать свое внимание, и оно действует непроизвольно. Поэтому малыш может быть заинтересован любым предметом, попавшим в его поле зрения. Он только что играл с пластиковой улиткой, а теперь уже пытается достать до маминой любимой вазы. Из-за этой особенности ребенка очень просто отвлечь, достаточно лишь указать на любой объект. ("Смотри, какая птичка!».)

 

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что, занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием.

Часто родители, наблюдая за погруженным в игру ребенком, не могут понять, как можно так сильно заинтересоваться процессом одевания куклы или сборкой модели вертолета и не слышать, что его зовут. Иногда родители хотят вмешаться в игру, но не стоит этого делать. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

В возрасте от года до 2 лет у ребёнка появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять.

 

❗ Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным.

Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

 

Игра направлена на развитие внимания

«Найди пару (предметы или парные картинки)»

«Звучащие предметы»

«Зеркало» (повтори движения).

«Забавный художник» (недостающие детали).

«Летает – не летает»

Цель: развитие устойчивости внимания, произвольного внимания слухового внимания, развитие концентрации и объема внимания. Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

 

-6

ПАМЯТЬ

Память – важнейшая составляющая интеллекта. Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства.

К ним относится:

🌿 сохранение (узнал и могу сохранить эту информацию)

🌿 узнавание (где-то видел и могу узнать то, что я видел)

🌿 воспроизведение (видел, могу узнать, вспомнить и выдать эту информацию)

 

Игра «Супермаркет»

Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.

Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

-7

 

Игра «Пряталки»

Цель:развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.

Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.

Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.

-8

 

Игра «Запоминай-ка»

Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.

Материал: предметные картинки.

Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок или предметов (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.

А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки или предметы? Придумайте с ним рассказ и поиграйте, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.

 

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие памяти и внимания.

Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.

 

Игра «Угадай-ка!»

Цель: развитие логической памяти.

Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».

 

Мышление

Мышление ребёнка развивается в три этапа:

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок мыслит с помощью совершения каких-либо действий. (Пример: ребёнок раскладывает кубики по цвету).

  • Наглядно-образное мышление. Ребёнок мыслит с помощью образов, полученных в практической повседневной деятельности — игре. (Пример: ребёнок собирает картинку по образцу).

  • Логическое мышление. Ребёнок мыслит с помощью рассуждений, умозаключений, слов и понятий.

 

Игры на развитие мышления у детей

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы (фрукты, овощи, животные, птицы и т.д.).

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

-9

 

Игра «Что сначала, что потом ?»

Цель: развития логического мышления, речи детей

Выполняя задания, дети научатся обобщать, понимать последовательность сюжета,

-10

 

Игры «Нелепицы»

Цель:развитие логического мышления, внимания.

Как играть: взрослый показывает ребенку рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается. Ребенку нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

-11

 

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение, логики и т.д.

Ребенок познает мир по принципу:
"Что вижу, с чем действую, то и познаю"
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму"

 

-12

Статью подготовила Минкова Наталья, педагог-психолог АУ ТО «Региональный центр сопровождения и комплексной реабилитации инвалидов»

Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарии:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена